?

Log in

No account? Create an account
Григорій Ефимовичъ Распутинъ-Новый. Фальсификація личности – созданіе двойника. - Бѣлая Идея и Апокалипсисъ
Ноябрь 2, 2009
01:56 am

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Next Entry
Григорій Ефимовичъ Распутинъ-Новый. Фальсификація личности – созданіе двойника.


Татьяна Миронова. "Изъ-подъ лжи. Государь Николай II. Григорій Распутинъ.":

"Почти все воспоминания о Григории Ефимовиче Распутине грешат удивительным для воспоминаний недостатком: большинство мемуаристов в глаза не видели Григория Ефимовича или видели его мельком, издали. Но все «воспоминатели», и те, что с симпатией относились к Царской Семье, и те, что высказывали к Ней неприязнь, о Распутине говорили одинаково плохо, повторяя одно и то же: пьяница, развратник, хлыст. А что они знали о нем? Что, кроме слухов, могли сказать о нем думские масоны Павел Милюков и Александр Керенский, поэтесса Зинаида Гиппиус, поэт Александр Блок и английский посол Бьюкенен, если все они, подобно Бьюкенену, в своих мемуарах повторяют: «Я никогда не искал с ним встречи, потому что не считал нужным входить в личные отношения с ним». И в глаза не видев Распутина, усердно пересказывают слухи. Генерал Сухомлинов видел его лишь раз на севастопольском вокзале в 1912 году: «Гуляя по перрону взад и вперед, он старался пронизывать меня своим взглядом, но не производил на меня никакого впечатления» (11, с.286). Но это не помешало генералу пересказывать в своих мемуарах все, что он слышал о Распутине, включая и то, что старец повинен в его отставке. Протоиерей Г. Шавельский видел Распутина «два раза и то издали: один раз на перроне Царскосельского вокзала, другой раз в 1913 году на Романовских торжествах в Костроме» (12, с.101). Ничего предосудительного об своих встречах Шавельский вспомнить не мог, но припомнил все небылицы о Распутине и Царских детях, которые пересказывала ему, «приезжая за советом», воспитательница великих княжон Софья Ивановна Тютчева, психически больная женщина, за что и была удалена от детей. Искренне любившие Царскую Семью генерал В.Н. Воейков и гувернер П. Жильяр тоже не могли похвастаться знакомством с Распутиным. Жильяр вспоминает лишь одну-единственную встречу: «Однажды, собираясь выходить, я встретился с ним в передней. Я успел рассмотреть его, пока он снимал шубу. Это был человек высокого роста, с изможденным лицом, с очень острым взглядом серо=синих глаз из-под всклокоченных бровей. У него были длинные волосы и большая мужицкая борода» (13, с.200). Но разве «несколько мгновений» могли быть основанием для повторения все того же: «пьяница, хлыст, развратник, управляющий страной»? Книга под именем Жильяра, вышедшая в 1921 году в Вене, имеет двусмысленное название: «Император Николай II и его семья. По личным воспоминаниям П. Жильяра, бывшего наставника Наследника Цесаревича Алексея Николаевича». Что значит «по личным воспоминаниям»? Кто-то пересказал воспоминания Жильяра? И где гарантия, что тот, кто писал по воспоминаниям Жильяра, не мог вставить в них что-то от себя, как это случилось во многочисленных переизданиях воспоминаний Анны Александровны Танеевой (Вырубовой) – тенденциозные вставки неизвестных редакторов и масса сокращений наиболее важных мест мемуаров. Дворцовый комендант генерал В.Н. Воейков разговаривал с Распутиным раз, «имея определенную цель – составить о нем свое личное мнение» (14, с.76). Отзыв Воейкова об отце Григории неблагоприятный, хотя ничего плохого во время беседы с ним Воейков не увидел: «Он мне показался человеком проницательным, старавшимся изобразить из себя не то, чем был на самом деле, но обладавшим какою-то внутреннею силою!» (14, с.76). Воейкова поразило несовпадение Распутина, которого он видел, с тем Распутиным, которого по слухам представляло общество, но вот что потрясающе, Воейков предпочел верить слухам, а не собственным глазам.

К счастью, среди мемуаристов есть и другие люди. Генерал П.Г. Курлов в 1923 году в Берлине издал книгу «Гибель императорской России». Генерал никогда не принадлежал к кругу Григория Ефимовича, и ненавистники старца не могут обвинить его в предвзятости, кроме того, он профессиональный полицейский, директор Департамента полиции, начальник Главного тюремного управления, товарищ министра внутренних дел, и опыт общения с людьми преступного мышления и поведения, а именно такой образ Распутина навязан был обществу, у Курлова был громадный, да и причин вступаться за Распутина и Царскую Семью у него после 1911 года не было, ведь с убийством П.А. Столыпина рухнула его собственная судьба и карьера. Курлов описывает Распутина таким, каким сам его видел. «Я находился в министерском кабинете, куда дежурный курьер ввел Распутина. К министру подошел худощавый мужик с клинообразной темно-русой бородкой, с проницательными умными глазами. Он сел с П.А. Столыпиным около большого стола и начал доказывать, что напрасно его в чем-то подозревают, так как он самый смирный и безобидный человек... Вслед за тем я высказал министру вынесенное мной впечатление: по моему мнению, Распутин представлял из себя тип русского хитрого мужика, что называется – себе на уме, и не показался мне шарлатаном» (15, с.312). «Впервые я беседовал с Распутиным зимой 1912 года у одной моей знакомой,.. Внешнее впечатление о Распутине было то же самое, какое я вынес, когда, незнакомый ему, видел его в кабинете министра... Распутин отнесся ко мне с большим недоверием, зная, что я был сотрудником покойного министра, которого он не без основания мог считать своим врагом… На этот раз меня поразило только серьезное знакомство Распутина со Священным писанием и богословскими вопросами. Вел он себя сдержанно и не только не проявлял тени хвастовства, но ни одним словом не обмолвился о своих отношениях к Царской Семье. Равным образом я не заметил в нем никаких признаков гипнотической силы и, уходя после этой беседы, не мог себе не сказать, что большинство циркулировавших слухов о его влиянии на окружающих относится к области сплетен, на которые всегда так падок Петербург» (15, с.317). При новой встрече с Курловым «Распутин живо интересовался войной и, так как я приехал с театра военных действий, спрашивал мое мнение о возможном ее исходе, категорически заявив, что он считал войну с Германией огромным бедствием для России... Будучи противником начатой войны, он с большим патриотическим подъемом говорил о необходимости довести ее до конца, в уверенности, что Господь Бог поможет Государю и России… Из этого следует, что обвинение Распутина в измене было столь же обоснованно, как и опровергнутое уже обвинение Государыни… Несколько раз пришлось мне говорить с Распутиным в последние месяцы его жизни. Я встречался с ним у того же Бадмаева и поражался его прирожденным умом и практическим пониманием текущих вопросов даже государственного характера» (15, с.318).

Итак, клевета не действовала на Царскую Семью, молитвы Распутина были Ей в непрестанное укрепление. Враг Трона и Царской Семьи Феликс Юсупов говорил об этом масону В.И. Маклакову: «Государь до такой степени верит в Распутина, что если бы произошло народное восстание, народ шел бы на Царское Село, посланные против него войска разбежались бы или перешли на сторону восставших, а с Государем остался бы один Распутин и говорил ему «не бойся», то он бы не отступил» (16, с.250). Вот почему решено было убить Царского Друга, оставив Семью в одиночестве и без молитвенной на земле защиты. Но чтобы публично убить старца, чтобы заставить общество захотеть этого убийства, нужно было удесятерить клеветы, нужно было вывалять в грязи светлые лики Царские. Для этого и была изобретена иудейская афера с появлением фальшивой личности – двойника Григория Распутина.

Первые догадки о том, что Царскую Семью компрометировали через двойника Григория Ефимовича, появились вскоре после убийства Старца. Одно из свидетельств тому – рассказ атамана Войска Донского графа Д.М. Граббе о том, как вскоре после убийства Распутина его «пригласил к завтраку известный князь Андронников, якобы обделывавший дела через Распутина. Войдя в столовую, Граббе был поражен, увидев в соседней комнате Распутина. Недалеко от стола стоял человек, похожий как две капли воды на Распутина. Андронников пытливо посмотрел на своего гостя. Граббе сделал вид, что вовсе не поражен. Человек постоял, постоял, вышел из комнаты и больше не появлялся» (17, с.148). Надо ли говорить, что подобный «двойник» мог появляться при жизни Григория Ефимовича в любом «злачном» месте, мог напиваться, скандалить, обнимать женщин, о чем составлялись ежедневные репортажи охочих до грязи газетчиков, мог выходить из подъезда дома на Гороховой и шествовать на квартиру к проститутке, о чем составлялись ежедневные рапорты агентов охранного отделения. Ю.А.Ден вспоминает с недоумением: «Доходило до того, что заявляли, будто бы Распутин развратничает в столице, в то время как на самом деле он находился в Сибири» (10, с.95).

Об одной такой истории с двойником Распутина рассказала в своих воспоминаниях писательница Н.А. Тэффи. В 1916 году Тэффи, тогда сотрудница «Русского слова», писатель В.В. Розанов, работавший в «Новом времени», и сотрудник «Биржевых ведомостей» Измайлов были приглашены на обед к издателю, которому «небезызвестный в литературных кругах» Манасевич предложил «пригласить кое-кого из писателей, которым интересно посмотреть на Распутина» (18, с.223). Любопытствующие писатели явились в назначенный час и увидели «Распутина». «Был он в сером суконном русском кафтане, в высоких лакированных сапогах, беспокойно вертелся, ерзал на стуле, дергал плечом… Роста довольно высокого, сухой, жилистый, с жидкой бороденкой, с лицом худым, будто вытянутым в длинный мясистый нос, он шмыгал блестящими колючими, близко притиснутыми друг к дружке глазами из-под нависших прядей масленых волос… Скажет что-нибудь и сейчас всех глазами обегает, каждого кольнет, что, мол, ты об этом думаешь, доволен ли, удивляешься ли на меня?». Писательница сразу же почувствовала всю искусственность этих смотрин. «Что-то в манере Распутина – это ли беспокойство, забота ли о том, чтобы слова его понравились, - показывало, что он как будто знает, с кем имеет дело, что кто-то, пожалуй, выдал нас, и он себя чувствует окруженным «врагами-журналистами» и будет позировать в качестве старца и молитвенника». От этого предположения Тэффи «стало скучно», но оказалось, что «Гришка работает всегда по определенной программе» (18, с.230). Выговорил несколько фальшивых фраз о «божественном»: «Вот хочу поскорее к себе, в Тобольск. Молиться хочу. У меня в деревеньке-то хорошо молиться», затем принялся приставать к гостье с настойчивым: «Ты пей! Я тебе говорю – Бог простит!», потом недвусмысленно стал звать к себе, потом велел принести свои! стихи, звучащие, запомним это, так: «Прекрасны и высоки горы. Но любовь моя выше и прекраснее их, потому что любовь моя есть Бог», потом собственноручно написал несколько строк «корявым, еле разборчивым мужицким почерком «Бог есть любовь. Ты люби. Бог простит. Григорий». Потом хозяин вдруг озабоченно подошел к Распутину: «Телефон из Царского». Тот вышел и к столу не вернулся.

На этом свидание с двойником Распутина на закончилось. Через три-четыре дня последовало повторное приглашение, «заезжал Манасевич, очень убеждал приехать (прямо антрепренер какой-то! – так восклицает Тэффи) и показывал точный список приглашенных». Большинство из них не знали друг друга и пришли только поглядеть Распутина. Как заезженная пластинка, прокрутилась прежняя «программа»: разговоры о «божественном», приставания, скабрезным тоном о Государыне, «хозяин все подходил и подливал ему вина, приговаривая: «Это твое, Гриша, твое любимое», «Распутин» напился, потом ударила музыка. «Распутин вскочил… сорвался с места. Будто позвал его кто… Лицо растерянное, напряженное, торопится, не в такт скачет, будто не своей волей, исступленно, остановиться не может». «Голос Розанова. – Хлыст!»… И вдруг Распутин остановился. Сразу. И музыка мгновенно оборвалась, словно музыканты знали, что так надо делать» (18, с. 235, 239).

Писательской интуицией Тэффи заподозрила в этих встречах «обделывание каких-то неизвестных нам темных, очень темных дел» (18, с.240). Догадка ее нашла подтверждение. Пьяный «Гришка» проговорился, знает, что они журналисты. «Это было очень странно, - удивилась Тэффи. – Ведь не мы добивались знакомства со старцем. Нас пригласили, нам это знакомство предложили, и вдобавок нам посоветовали не говорить, кто мы, так как «Гриша журналистов не любит», разговоров с ними избегает и всячески от них прячется. Теперь оказывается, что имена наши отлично Распутину известны, а он не только от нас не прячется, но, наоборот, втягивает в более близкое знакомство. Чья здесь игра? Манасевич ли все это для чего-то организовал – для чего неизвестно?» (18, с.238). Это было действительно дело рук еврея Манасевича, только для одного - чтобы литераторы и журналисты засвидетельствовали, что своими собственными глазами лицезрели «живого Гришку» - пьяного, распутного хлыста. «Все мои знакомые, которым я рассказывала о состоявшейся встрече, высказывали какой-то совершенно необычайный интерес. Расспрашивали о каждом слове старца, просили подробно описать его внешность, и, главное, «нельзя ли тоже туда попасть?» - свидетельствовала, как и было задумано Манасевичем, Тэффи (18, с.234).

Устроитель «распутинских» спектаклей еврей Манасевич-Мануйлов был профессиональный мошенник. Задолго до эпопеи с двойником Распутина он, широко афишируя свои связи с высшими кругами, за солидный куш предлагал услуги по протекции разных дел – от разрешения на открытие парикмахерской до ходатайства за заключенного под стражу и назначения на государственную должность. Он демонстрировал молниеносное разрешение просьб, связываясь по телефону то с министром внутренних дел, то с самим Председателем правительства, получая от них телефонные заверения в скором решении вопросов. Выудив у простаков гонорар за свои ходатайства, Манасевич всячески избегал дальнейших встреч с прежними просителями, принимая череду новых. Подобные мошенничества оставались, впрочем, совершенно безнаказными, так как просители не имели свидетелей обмана, чаще всего ходатайствовали у Манасевича по незаконным делам и не стремились потому выдвигать против него официальные обвинения.

Но когда Манасевич включился в аферу с двойником, он стал получать от мошенничеств двойную выгоду. И его аферы часто удавались благодаря магическому действию имени Царского Друга, и наветы в связи с этим на Распутина усиливались, за что Манасевич, безусловно, получал вознаграждение от заинтересованных лиц. Причем безнаказность была и здесь гарантирована Манасевичу. Ведь в «спектаклях», описанных Тэффи, не было ни одного противозаконного деяния. Двойник никому не представлялся как Григорий Ефимович Распутин, просто созванных гостей загодя предупреждали, что это он самый и есть. Двойник чаще всего не говорил ничего дурного о Царской Семье, но то, что он говорил о своей близости к Ней, позорило Государя и Государыню просто потому, что такой нечестивый мерзавец был вхож к Царю. И потому, случись полиции нагрянуть на подобную вечеринку и проверить документы у «Гришки», он бы невинно протянул им свой паспорт со своим собственным именем и избежал бы какой-либо ответственности за «спектакль». Безнаказность делала подобные выходки все более частыми и наглыми. История разгула двойника в московском ресторане «Яр» - лучшее тому подтверждение.

26 марта 1915 года Григорий Ефимович приехал и в тот же день уехал из Москвы. Но вот донесение полковника Мартынова, что «по сведениям пристава 2 уч. Сущевской части г. Москвы полковника Семенова», Распутин 26 марта около 11 часов вечера посетил ресторан «Яр» с вдовой Анисьей Решетниковой, журналистом Николаем Соедовым и неустановленной молодой женщиной. Потом к ним присоединился редактор-издатель газеты «Новости сезона» Семен Лазаревич Кугульский. Кампания пила вино, расходившийся «Распутин» плясал русскую, вытворял непристойности, хвастался своей властью над «старухой» (так этот человек именовал Царицу). В 2 часа ночи компания разъехалась. Мартынов прилагает записку «Распутина», отобранную полицией у певицы ресторанного хора. Каракули внешне похожи на распутинские, но почерк не его: «Красота твоя выше гор. Григорий». Обратите внимание на содержание записки. Она прямо перекликается с тем, что двойник Распутина написал для любопытной Тэффи: «Прекрасны и высоки горы. Но любовь моя выше и прекраснее их». Совпадение вряд ли можно назвать случайным, оно – свидетельство того, что и в ресторанном кутеже, и на встрече с литераторами роль Распутина исполнял один и тот же человек, очень похожий на старца. Записка была единственным «документом» в деле о кутеже в «Яре». Никаких свидетелей и никаких участников «оргии». Поэтому Императрица совершенно справедливо писала Государю: «Его (старца Григория) достаточно оклеветали. Как будто не могли призвать полицию немедленно и схватить Его на месте преступления» (19).

Итак, в московском ресторане «Яр» гулял «двойник» Распутина с подставной компанией, и все разыгрывалось по обыкновению: пьянство, приставания к дамам, упоминания о Царской Семье, хлыстовская пляска. И если бы полиция была вызвана тогда же – открылось бы, что Распутин – ненастоящий, и Анисья Решетникова, благочестивая купеческая вдова 76-ти лет, никогда не была в ресторане. А вот еврей-газетчик Семен Лазаревич Кугульский был личностью подлинной и, скорее всего являлся антрепренером «оргии». Это он постарался, чтобы дело о кутеже в «Яре» попало в печать еще до расследования и обросло непристойными подробностями. Вслед за этим Государственная Дума подготовила запрос о событиях в ресторане «Яр», потом не дала ему хода, намеренно распространяя вымысел, что Думе запрещено делать этот запрос, так как Царская Семья «боится правды». И пошла-поехала злословить досужая чернь – пьяный, развратный мужик – любимец Царской Семьи!

Вот так, обдуманно и нагло, был введен в общество двойник Григория Ефимовича Распутина. И хотя поступки двойника, его слова, записки, сама внешность – длинный мясистый нос, жидкая бороденка, беспокойные, бегающие глаза – весьма отличались от благообразного облика Григория Ефимовича, но двойник настойчиво выдавался и, главное, охотно принимался за Молитвенника и Друга Царской Семьи.

Подделки писем Григория РаспутинаОстановимся на так называемых «записках» Распутина, немало послуживших фальсификации его личности. Перед нами два письма в газету «Русское слово», адресованные, как гласит корявая надпись на конверте «Прапаведнику прыткаму Григорiю Спиридоновичу Петрову и Ледахтору Руцкаго Слова отъ Гришатки Распутина изъ села Пакровскаго изъ Тобольской губернии» (20).

В описях эти письма значатся как подлинные, принадлежащие руке Григория Ефимовича. Однако при первом же внимательном чтении два важнейших обстоятельства заставляют сразу же усомниться в их подлинности. Во-первых, автор писем, хотя и стилизует свой почерк под неумелые каракули малограмотного крестьянина, и подделывая почерк под простонародный, старается писать буквы не ровно в строку, а прыгающими невпопад, с нажимом, специально кривит мачты букв, петли у букв рисует неокруглыми, буквы не имеют наклона вправо, как это бывает у скорописных грамотных почерков, одним словом, фальсификатор демонстрирует непривычку руки к письму, хотя даже в этой стилизации под «мужичка» весьма умело выписаны каллиграфические ж, х, ъ. Такому их начертанию без гимназических уроков чистописания не выучиться.

Но порой автор подделки нечаянно сбивается на свой обычный почерк, и тогда мы видим в письмах уверенную руку интеллигента, привычного к письменной работе. У букв в словах появляется сильный наклон вправо, они обретают округлость форм, петли у д, у становятся удлинененно-округлыми, слова записаны ровно в линию, без прыгающих букв. Особенно профессионально выписаны буквы ъ, ять, т, и, н, те, что формируют основу скорописи. Если сопоставить эти письма с документами, доподлинно принадлежащими руке Григория Ефимовича, то даже беглый обзор особенностей почерка самого Распутина показывает его абсолютное несходство с фальшивками. Подлинный почерк Распутина хотя и неровный, с ученическим нажимом, буквы пишутся неслитно, но начертания в нем весьма уверенные, вариантов написания одной и той же буквы практически не встречается.

Второе обстоятельство, позволяющее нам утверждать, что письма написаны не рукою Григория Распутина, – это исправления букв по всему тексту, с тем, чтобы ухудшить почерк и сделать письма «малограмотными». Фальсификатор перерисовывает буквы в словах усяко, наковырялъ, ведь. В грамотно написанные слова он вставляет ошибки - ходить – хадить, ругаться – ругатца, отправимся – отправимсе. В старании изобразить нечто очень «народное» автор подложных писем даже придумывает несуществующее слово – естимъ.

О подлоге говорит и неумелая имитация народного языка в письмах. Вот эти маловразумительные «цидулки», старательно напичканные просторечными оборотами.

Письмо 1-е. «И какъ тебе Гриша нестыдно ругатца кады ты меня естимъ атъ обчества удаляешь енъ отъ естова легче только экъ ты .Какой же ты палитикъ съ палитиками изъ руцкаго слова. Чай ты знашь у безымныхъ хватитъ безумства. Ты смотри светикъ не тисни ужъ Гришатку если он опросто волосится, опростоволосился печатно. Еп. Грщька Распутинъ»

Письмо 2-е. «Грише Петрову Что, Гриша, ты, ругаешься такъ съ саблями хочешь хадить – стало быть саблеромъ быть тоже енъ хочешь – то може скоро попадешь. Енъ может усяко бывываетъ. Ежель у каго пратекцiя въ Ручком словъ печатается. Гришки нъ просятъ Гришекъ не пастесняться ерыкать «саблями» за руспутство и ахъ Гриша Гриша, не смущайся Ведь не просить же мнъ у тебя прощенIя кагда ты меня ведь уже истинно совершенно напрасно пыряешь да еще так даже что в ужасъ меня всего просто бросаетъ. Когда от енъ отъ мяне многое независить Ты де ведь енъ многое не знаешь а прытко норовишь Я же тебе зла не желаю самъ-то я дюже въ надеже даже енъ было, что тебе силы не хватило такъ дергать. А ты жъ озлобился такъ что дажить въ смрадъ каком-то съ козявками страшеннымъ меня запечаталъ. Смотри богъ тебя Самъ за это хватитъ. Я тебе грожу ничего и только совестью и истиной. И не отрицайете что где наковырялъ здесь. Богъ-то въсурьезъ ковырнетъ всего какъ ты тутъ не пробничай съ саблями что жъ можно ходить так едак и вотъ едакъ с другого конца можно тоже. Село Покровское Тобольской губернии. Гриша Распутинъ».

Григорий Ефимович Распутин говорил на западно-сибирском диалекте, и среди характерных черт его произношения не было ни форм усяко, что значит всяко, ни ярко якающего мяне, это скорее белорусские языковые черты. Местоимение онъ Григорий Ефимович произносил как [он], а не так, как пишется в письмах и свойственно только западновеликорусским и белорусским говорам – енъ. Причем это самое енъ употребляется как присказка, имитирующая просторечие «мужичка».

Автор подлога постарался насытить текст народными словами – надежа, едак и вот едак и с другого конца, ежель, ерыкать, пырять, дюже, на конверте он искажает слово редактор – ледахтор, название газеты Русское Слово изображает как руцкое слово. Но Григорий Ефимович, если судить по его подлинным письмам и телеграммам, редко использовал просторечные слова, речь у него была простая, но не малограмотная, она не пестрела областническими словами, если они и употреблялись, то изредка и скупо.

Итак, исследование языка и почерка писем, якобы надписанных рукою Григория Распутина, доказывает его непричастность к их созданию. Внимательное чтение этих фальшивок позволяет представить их автора. Этот человек не филолог и не писатель, так как с лингвистической и стилистической точки зрения письма сфабрикованы неумело, а скорее всего журналист, знакомый с народной русской речью по ее белорусскому или западновеликорусскому наречию.

Мы установили подложность только двух писем, написанных от имени Григория Распутина. Они до сих пор числятся в каталогах как принадлежащими ему. Но фальшивые записки с широко известным «милай, дарагой, памаги» сотнями ходили по рукам в Петербурге, расходились по правительственным кабинетам. Ни один чиновник, получивший от просителя-мошенника такую записку, не знал ни действительного почерка Распутина, ни его самого, надо думать, что хорошо знакомых Распутину министров Штюрмера и Протопопова аферисты не посещали. И какая же буря негодования должна была взметнуться в душе высокопоставленного лица, получившего невозможную по наглости просьбу мошенника, с подобным сопроводительным письмом «от Гришки». И эта буря негодования немедленно распространялась на Государя, чего и добивались еврейские аферисты.

Так, кн. Жевахов засвидетельствовал в своих воспоминаниях, как некто Добровольский, ссылаясь на Григория Ефимовича, желал «быть назначенным на должность вице-директора канцелярии св. Синода». Когда Жевахов выразил справедливое возмущение Распутину, то с изумлением услышал от него: «Вольно же министрам верить всякому проходимцу… Вот ты, миленькой, накричал на меня, и того не спросил, точно ли я подсунул тебе Добровола… А может быть он сам подсунулся да за меня спрятался … Пущай себе напирает, а ты гони его от себя» (21, с.186).

Именно благодаря существованию двойника со страниц отчетов охранного отделения предстают два Распутиных: один – благочестив, благолепен, богомолен, ходит в храмы, отстаивает литургии, ставит свечи, ездит на квартиры исцелять больных, принимает просителей, духовных детей, трапезует с ними, причем, как отмечают все действительно близкие ему люди, ни вина, ни мяса, ни сладкого отец Григорий в рот не берет. Строжайшее воздержание. Деньги, пожертвованные просителями, тут же раздает другим просителям. И, главное, к Императорской Семье почтителен до благоговения. Другой «Распутин» – неделями пьян, посещает блудниц, берет взятки за протекции, скандалит в ресторанах, бьет там посуду и зеркала, говорит дурное о Царской Семье.

Источники:
[10]. Ден Ю.А. Подлинная Царица. – М. - 1998.
[11]. Сухомлинов В.А. Воспоминания // Григорий Распутин. Сборник исторических материалов. – М. – 1997. – Т.2.
[12]. о. Георгий Шавельский Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота // Григорий Распутин. Сборник исторических материалов. – М. – 1997. – Т.2.
[13]. Жильяр П. Император Николай II. По личным воспоминаниям П. Жильяра, бывшего наставника Наследника Цесаревича Алексея Николаевича // Григорий Распутин. Сборник исторических материалов. – М. – 1997. – Т.2.
[14].Воейков В.Н. С Царем и без Царя. Воспоминания последнего дворцового коменданта Государя Императора Николая II. – М. – 1994.
[15]. Курлов П.Г. Гибель императорской России // Григорий Распутин. Сборник исторических материалов. – М. – 1997. – Т.2.
[16]. Допрос Маклакова В.А. Соколовым Н.А. // Расследование цареубийства. Секретные документы. – М. – 1993.
[17]. Родзянко М.В. Крушение империи. – Харьков. – 1990.
[18]. Тэффи Н.А. Распутин. Воспоминания. // Григорий Распутин. Сборник исторических материалов. – М. – 1997. – Т.2.
[19]. Платонов О.А. Николай Второй в секретной переписке. – М. - 1996.
[20]. РГБ, фонд 251, 25, 61."


Tags: ,

(46 замѣтили | Замѣтить)

Comments
 
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:orthoved
Date:Ноябрь 2, 2009 08:32 pm
(Link)

Да, это точно.
[User Picture]
From:byyj
Date:Ноябрь 2, 2009 11:03 am
(Link)
Он всегда вызывал у меня большую симпатию. Наверное иррациональную - не смотря на...:)
Приятно видеть положительную информацию.
Остаётся много вопросов. Как мужик мог захаживать к министрам и генералам. Почему они возмущались "записками", а не просто не замечали их или ладно уж посмеялись над ними. Что вообще это значит: "Он сел с П.А. Столыпиным"?
[User Picture]
From:orthoved
Date:Ноябрь 2, 2009 01:02 pm
(Link)

Приятно видеть положительную информацию.
Положительная информація (книги, много статей и пр.), разоблачающая миѳы, есть, но она къ сожаленію не популярна.
Кромѣ книги Мироновой могу назвать напримѣръ отличную книгу Олега Платонова "Жизнь за царя. Правда о Григоріи Распутинѣ".
http://hronos.km.ru/libris/lib_p/rasput00.html

Къ министрамъ Григорий не "захаживалъ". Просто онъ по добротѣ ходатайствовалъ за тѣхъ, кто изъ нуждающихся и обиженныхъ къ нему обращался за помощью и кому онъ считалъ обязаннымъ помочь.
Къ запискамъ относились по-разному, кто-то и не замѣчалъ. Это только въ легендѣ "всесильнаго Распутина боялись, а онъ вертѣлъ министрами и генералами какъ хотелъ".
"Сел с Столыпиным". Такъ тамъ описана ситуація, когда Григорія вызвалъ для бесѣды Столыпинъ. Сѣли за столъ.
[User Picture]
From:byyj
Date:Ноябрь 2, 2009 04:12 pm
(Link)
И спасибо за ссылку.
[User Picture]
From:az_greshny
Date:Ноябрь 2, 2009 11:19 am
(Link)
1.Изъ чего видно видно, что Тэффи встрѣчалась съ двойникомъ? Она сама, вродѣ, считала его настоящимъ?
2. Что-ж, полицію такъ легко было обмануть? Особенно учитывая, что, какъ говоритъ авторъ, двойникъ не совсемъ былъ похожъ на оригиналъ...
[User Picture]
From:orthoved
Date:Ноябрь 2, 2009 12:42 pm
(Link)

1. Если познакомиться съ тѣмъ, какъ реально выгляделъ, какъ вёлъ себя и что говорилъ настоящій Распутинъ, то и понятно, что Тэффи видѣла двойника.
2. А почему Вы думаете, что полиція ничего не знала? Провѣрки скандальной информаціи, по указанію Государя, проводились регулярно.
[User Picture]
From:az_greshny
Date:Ноябрь 2, 2009 03:10 pm
(Link)
1. Словесное описаніе внешности - дѣло не очень надёжное.
2. Изъ приводимыхъ авторомъ донесеній получается, что агенты слѣдили за двойникомъ, принимая его за настоящаго Распутина.
[User Picture]
From:orthoved
Date:Ноябрь 2, 2009 03:24 pm
(Link)

1. Вы невнимательно прочитали мой постъ и комментаріи. Рѣчь не только о описаніи внѣшности.
2. Полицейское наблюденіе Распутина - это цѣлая исторія. Выше я далъ ссылку, тамъ много что интереснаго.
[User Picture]
From:az_greshny
Date:Ноябрь 2, 2009 04:00 pm
(Link)
1. Съ описаніемъ поведенія та-же исторія - Тэффи могла сгустить краски, а авторъ считаетъ, что Распутинъ "не могъ такъ себя вести, потому что не могъ".
[User Picture]
From:orthoved
Date:Ноябрь 2, 2009 04:05 pm
(Link)

Такъ Вы всё таки прочитаете корневой постъ или такъ и будете выдумывать предположенія? Тамъ упоминается то, чемъ поведеніе Распутина отличалось отъ поведенія двойника.
[User Picture]
From:uglich_jj
Date:Ноябрь 2, 2009 02:11 pm
(Link)
Так он был в секте хлыстов до приезда в Петербург? Слышал, эти ребята практикуют групповой секс вместо молитв.
[User Picture]
From:orthoved
Date:Ноябрь 2, 2009 02:21 pm
(Link)


"Заключение Тобольской духовной консистории о принадлежности Распутина к секте хлыстов. 29 ноября 1912 г.


По вопросу о принадлежности крестьянина слободы Покровской Тюменского уезда Тобольской губ. Григория Распутина-Новаго к секте хлыстов.

Преосвященный Алексий Епископ Тобольский, ныне почивший Экзарх Грузии, основательно изучил следственное дело о Григории Новом. Проезжая по Тюменскому уезду для обозрения церквей епархии, он останавливался в слободе Покровской и подолгу здесь беседовал с кр. Григорием Новым о предметах его веры и упования, разговаривал о нём с людьми его хорошо знающими дал ему возможность быть дважды у себя в Тобольске и здесь испытывал его религиозные убеждения. Из всего вышеуказанного Преосвященный Алексий вынес впечатление, что дело о принадлежности крестьянина Григория Распутина-Новаго к секте хлыстов возбуждено в своё время без достаточных к тому оснований и со своей стороны считает крестьянина Григория Новаго православным христианином, человеком очень умным, духовно настроенным, ищущим правды Христовой, могущим подавать при случае добрый совет тому, кто в нём нуждается.

В дополнении к своим личным впечатлениям по сему делу Преосвященный Алексий предложил причту слободы Покровской церкви доставить ему точные, подробные и верные сведения о жизни, деятельности и учении кр. Григория Новаго. Причт донёс, что ни в обстановке — домашней и усадебной, ни в образе жизни крестьянина Григория Новаго и его семьи ему, причту, не приходилось наблюдать, видеть и слышать что-либо такое, что указывало бы на принадлежность крестьянина Григория Новаго к хлыстовству. По донесению того же причта, Григорий Новый заботится о своём приходском храме. Так, он пожертвовал 500 рублей на построение храма в слободе Покровской, пожертвовал в приходский храм серебряный, 84% золочёный напрестольный крест, четыре серебряных вызолоченных лампады и приложил к чтимой иконе Спасителя массивный настольный золотой крест.

Передав это донесение еп. Покровской притча Тобольской духовной консистории, он, с сообщения своих личных наблюдений и исследований о кр. Григории Новом, в связи с новыми данными и доложил консистории, которая протокольным определением от 29 ноября 1912 года постановила: “Принимая во внимание, что вопрос о принадлежности кр. слоб. Покровской Григория Распутина-Новаго к секте хлыстов внимательно рассмотрен Его Преосвященством Преосвященнейшим Алексием, Епископом Тобольским и Сибирским по данным следственного дела, на основании личного наблюдения кр. Григория Новаго и на основании сведений, полученных о нём от людей хорошо его знающих, и что по таким личным обследованиям этого дела Его Преосвященство считает кр. Григория Распутина-Новаго православным христианином, человеком духовно настроенным и ищущим правды Христовой — дело о кр. ел. Покровской Григории Распутине-Новом дальнейшим производством прекратить и причислить оконченным”.
Такое определение консистории Преосвященным Алексием того же 29 ноября утверждено."
[User Picture]
From:uglich_jj
Date:Ноябрь 2, 2009 03:49 pm
(Link)
Юсупов был что-то типа Бориса Моисеева тех лет. Об этом знал весь Петербург. Зачем Распутин водил с ним дружбу и приехал к нему в дом отужинать в интимной обстановке, с вином и угощениями? Это все равно как если б какой-нибудь чин РПЦ после рабочего дня зашел в клуб "Три обезьяны" пропустить стаканчик и поболтать с "завсегдатаями".
[User Picture]
From:orthoved
Date:Ноябрь 2, 2009 06:07 pm
(Link)

Юсупов был что-то типа Бориса Моисеева тех лет. Об этом знал весь Петербург.
Объ этомъ зналъ не весь Петербургъ, а въ основномъ великосвѣтскій.

Зачем Распутин водил с ним дружбу
Привязался къ нему, какъ къ сыну. Бываетъ. Царская Семья и В.К. Елизавета Ѳеодоровна тоже такъ относились къ Феликсу. Что-то было навѣрно въ Юсуповѣ такое.

приехал к нему в дом отужинать в интимной обстановке, с вином и угощениями
Распутинъ не пилъ алкоголя, не ѣлъ мяса, и къ тому же шёлъ Рождественскій постъ. Къ тому же доподлинно неизвѣстно, былъ ли вообще Григорій въ тотъ день у Юсупова.
[User Picture]
From:enzel
Date:Ноябрь 2, 2009 07:41 pm
(Link)
Не забывайте, кем был по своему статусу кн.Ф.Юсупов, женатый на племяннице (и одновременно троюродной сетре) Государя.
[User Picture]
From:enzel
Date:Ноябрь 2, 2009 03:57 pm
(Link)
Эта Т.Миронова - жена б. министра печати РФ?
Она упустила кое-какие свидетельства, например те, что содержатся в воспоминаниях В.Коковцова.
Но предположение о двойнике - весьма уместно. Но это лишний аргумент в пользу того, что Распутин должен был находиться постоянно при дворе, во всяком случае - отгороженным от внешнего мира, а не иметь местом проживания центр Петербурга. Нельзя было давать такую возможность для фальсификаций и инсинуаций.
[User Picture]
From:orthoved
Date:Ноябрь 2, 2009 05:10 pm
(Link)

Эта Т.Миронова - жена б. министра печати РФ?
Она, да.

Она упустила кое-какие свидетельства, например те, что содержатся в воспоминаниях В.Коковцова.
Что Вы имѣете ввиду?

Нельзя было давать такую возможность для фальсификаций и инсинуаций.
Аналогичная клеветническая кампанія была развязана въ своё время противъ св. Іоанна Кронштадскаго, изъ-за его дружбы съ Государемъ Александромъ III.
Что подѣлаешь. Собаки лаютъ, караванъ идётъ. Сдаваться безъ боя нельзя.

[User Picture]
From:enzel
Date:Ноябрь 2, 2009 05:53 pm
(Link)
В мемурах Коковцова есть описание его встречи с Распутиным, где он даёт вывод, в общем похожий на вывод Курлова, но намного резче. И там много уделяется внимания истории с письмами, с Илиодором.
[User Picture]
From:orthoved
Date:Ноябрь 2, 2009 06:35 pm
(Link)

Я читалъ воспоминанія Коковцева. Тамъ вродѣ бы и нѣтъ ничего порочащаго Григорія.
Говорится о суетѣ Родзянки и Гучкова.
Что касается вывода Коковцева, что необходимо отъѣздъ Григорія, дабы не портить репутацію Царя, то думаю вопросъ нужно ставить иначе. Вмѣсто того, чтобы опредѣлять - съ кемъ, какъ и когда общаться Царю Русскому - премьеру и др. нужно было выполнить приказъ Государя - разобраться съ клеветниками, журналистами, газетами и пр. Но тутъ Коковцев только безпомощно развёлъ руками.
Вѣдь на роль "чорта" могъ быть выбранъ любой изъ близкихъ царю людей, какъ объ этомъ и писалъ потомъ докторъ Боткинъ (фактически позже демонизровали Государыню). Здѣсь прямое невыполненіе своего долга Коковцевымъ и другими, имѣвшими полномочія, госслужащими имперіи.
[User Picture]
From:orthoved
Date:Ноябрь 3, 2009 01:03 am
(Link)

Кстати, любопытно, что еп. Гермогенъ былъ въ своё время ректоромъ Тифлисской семинаріи, изъ которой во время его руководства былъ исключёнъ Джугашвили.
[User Picture]
From:enzel
Date:Ноябрь 3, 2009 07:20 am
(Link)
А с какой мотивировкой исключили юношу? Ведь должен быть документ.
[User Picture]
From:orthoved
Date:Ноябрь 3, 2009 10:39 am
(Link)

За неуспѣваемость. Въ послѣднихъ классахъ онъ забросилъ учёбу.
[User Picture]
From:islendigur
Date:Ноябрь 2, 2009 04:21 pm
(Link)
Что-то подобное я подозрѣвалъ ранѣе.
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:orthoved
Date:Ноябрь 2, 2009 05:50 pm
(Link)

Григорій не ѣлъ мяса и не употреблялъ никакого алкоголя. Такъ что пилъ Мосоловъ явно съ кемъ-то другимъ.
[User Picture]
From:uglich_jj
Date:Ноябрь 2, 2009 06:43 pm
(Link)
Все эта теория - что Распутин чуть ли не святой, которого оклеветали, это лишь версия событий, придуманная с целью спасти репутацию царского дома.

Во-первых, за Распутиным велась слежка. Его похождения задокументированы агентами. Был бы двойник - это вскрылось бы моментально. Да и прозвище "Распутин" не на пустом месте возникло. Так что вся теория заговора с двойниками - это из серии "в бане был заснят человек похожий на генпрокурора".

Во-вторых, не вижу смысла в придумывании таких теорий для спасения репутации царского дома. Если царица прибегала к услугам экстрасенса и гипнотизера - это вполне объяснимый шаг для отчаявшейся матери тяжело больного ребенка. Какого-то страшного криминала я тут не вижу. При условии, конечно, что дело ограничивалось лечением, без вмешательства в госдела мужа. Последний должен был (учитывая окружение Распутина и неприязнь многих к нему, в том числе и в самой царской семье) попросту изолировать "старца". Пусть сидел бы где-нибудь за городом во флигеле и лечил царевича. И никуда носу не казал оттуда.

[User Picture]
From:orthoved
Date:Ноябрь 2, 2009 07:54 pm
(Link)

Во-первых, за Распутиным велась слежка. Его похождения задокументированы агентами. Был бы двойник - это вскрылось бы моментально.
Наблюденіе велось, но тѣ "отчёты", которые описываютъ "похождения", не являются документами. Объ этомъ рекомендую прочесть:
http://hronos.km.ru/libris/lib_p/rasput18.html

Да и прозвище "Распутин" не на пустом месте возникло.
Вы это серьёзно?:) Стало быть многочисленные жители села Покровскаго (родина Распутина), носившіе фамилію "Распутинъ", всѣ были распутники?
Не смѣшите, право. Эта фамилія распространена въ Сибири, она происходитъ отъ слова "распутье", т.е. развилка дороги.
[User Picture]
From:uglich_jj
Date:Ноябрь 2, 2009 08:51 pm
(Link)
Не знаю насчет происхождения данной фамилии. Он её изменил,но и после этого для многих все равно остался Распутиным. Только теперь уже в это вкладывался уже вполне определенный смысл.
По поводу "похождений". Тут и помимо агентов полиции куча "воспоминаний", в том числе самого Юсупова, которые, скажем так, в приличном обществе и цитировать-то как-то неудобно-).
Я считаю, что РПЦ в свое время правильно отказало в его канонизации. Слишком много сомнений. Я уж не говорю про политическую сторону дела на тот момент. Большевики напрасно ругали Распутина, Сухомлинова и Раннекампфа (а последнего даже убили зверски)- им надо было дать партбилеты, как пламенным борцам за будущую революцию.
[User Picture]
From:orthoved
Date:Ноябрь 2, 2009 11:14 pm
(Link)

Была сознательная дискредитація человѣка, на ровномъ мѣстѣ создавался образъ "порочнаго, развращённаго чорта". Смыслъ здѣсь въ дискредитаціи царской власти для скорейшаго ея сокрушенія. Аналогично, особенно въ послѣдніе годы существованія имперіи, печатали и говорились выдумки про Императрицу и самого царя. До этого подобный бредъ генерировался въ отношеніи св. Іоанна Кронштадскаго, который былъ другомъ Александра III. Т.е. схема одна: берётся близкій царю человѣкъ и создаётся абсолютно искажённый его образъ, который печатно и непечатно распространяется со словами "вотъ что у трона творится".
Просто, какъ пять копеекъ. Слушатель рано или поздно начинаетъ думать: "нѣтъ дыма безъ огня".

Были "воспоминанія", а были и непредвзятыя воспоминанія тѣхъ, кто реально общался съ Григоріемъ, зналъ его самого, его жизнь, его семью, тѣхъ, кому онъ помогъ. Эти показываютъ совсѣмъ другого человѣка: молитвенника, паломника, вѣрноподданого, доброго, милосерднаго, мудраго и просто нормальнаго человѣка, крестьянина. И какъ разъ подлинныя воспоминанія подтверждаются архивными данными, а вовсѣ не "воспоминанія".
Напримѣръ извѣстная книга Илліодора "Святой чортъ" послѣ февраля поначалу рассматривалась Чрезвычайной Слѣдственной комиссіей Временнаго Правительства какъ источникъ вѣрныхъ свѣденій о Распутинѣ. Но какъ начали разбираться, свѣрять факты, поднимать документы, то выяснилось, что ни одного реальнаго факта въ книге нѣтъ. И т.д. въ отношеніи другихъ "похожденій" и "воспоминаній".
Въ результатѣ комиссія вынуждена была признать, что обвиненія въ адресъ Распутина не имѣютъ подъ собой никакой реальной почвы.
[User Picture]
From:enzel
Date:Ноябрь 3, 2009 07:47 am
(Link)
Сухомлинов - точно оклеветанный человек. Его фигуру использовали как мешень, одну из целого ряда. Конечно, у него были кое-какие ошибки, но они были частными, а не системными, и уж тем более абсурдна версия предательства. Есть хорошая книга А.Тарсаидзе "Четыре мифа о Первой мировой", где подробно разбираются четыре "дела", в особенности - Сухомлинова. Нет там состава преступления. То же можно сказать и про ген. Ренненкампфа. Жаль, что он был отстранён после Лодзинской операции. Во всяком случае, это был верный человек.
[User Picture]
From:uglich_jj
Date:Ноябрь 3, 2009 09:05 am
(Link)
Я не считаю Сухомлинова и Реннекампфа шпионами. Однако они были не на своем месте.

Сухомлинов просто не справился с должностными обязанностями. Он не отмобилизовал частную промышленность вовремя. Из-за чего возник "снарядный голод" на фронте и другие проблемы. А на дворе была кампания 1915 г.Немцы, потерпев неудачу на Западе, всей силой обрушлись на Россию.
Вопрос со снабжением, конечно, в итоге , решили, и вывести РИ из войны чисто венными средствами у немцев не получилось. Далее они делали ставку уже на революцию. Другие средства все перепробовали.
Но скандал с Сухомлиновым бросил тень на того,кто его назначил.

По поводу Реннекампфа. Его обвиняли и в бездарности, и в шпионаже. Я подозреваю просто какие-то личные счеты между ним и Самсоновым. Не надо было их вообще назначать на один фронт. Кстати , большевики грешили этим в еще большей степени - в 1942 г. свара между Мехлисом и Козловым привела к развалу Крымского фронта; при изначальном превосходстве в силах над фон Манштейном 200-тысячная группировка РККА попала в плен, что называется, "на пустом месте".

Но опять же отвественность за все в итоге несет старший начальник, как говорят в армии. Просто Россия 1915 г. это более демократичная страна, чем СССР. Неудача в В.Прусии стала предметом общественного обсуждения и т.п. В 1942 г. все попросту скрыли. Сталин назначил своего бывшего личного секретаря (вернее сказать холуя), который ничего не смыслил в военном деле, руководить фронтом. После произошедшей катастрофы его по-тихому убрали на второстепенную должность, чтоб не порочить "великого вождя". Царю же пришлось в политическом смысле отвечать и за Реннекампфа, и за Самсонова.
[User Picture]
From:enzel
Date:Ноябрь 3, 2009 09:48 am
(Link)
По поводу Сухомлинова. Вот как раз это самое тяжёлое его обвинение - в "снарядном голоде" - неосновательно. Снарядный голод был у всех воюющих сторон, никто не предполагал такого расхода снарядов. Просто у России была слабее промышленная база, чтобы быстрее сманеврировать, но и в этой ситуации всё равно сумели найти решения - именно в бытность Сухомлинова министром, которые и сказались в улучшении снабжения, когда он уже был уволен. Всё это подробнейшим образом рассматривается у Тарсаидзе.

Действия Реннекампфа тоже неоднократно и вполне беспристрастно разбирались в эмиграции, и вывод тот, что он действовал вполне по ситуации, что в В.Пруссии, что во время Лодзинской операции. Его увольнение - угода общественным настроениям, антигерманизму и проч. Но отстранён от дел был преданный Престолу человек, отнюдь не февралист.
[User Picture]
From:orthoved
Date:Ноябрь 3, 2009 10:32 am
(Link)

Согласенъ по обоимъ персонамъ.
Кстати распространённый искажённый взглядъ на Ренненкампфа показанъ въ фильмѣ "Гибель имперіи". Генералъ показанъ какимъ-то придуркомъ.
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:orthoved
Date:Ноябрь 3, 2009 10:22 am
(Link)

Татьяна Миронова признает, вполне опираясь на воспоминания начальника канцелярии, что переговоры его с Распутиным (не двойником) - были. Однако умалчивет, в какой атмосфере проходили данные переговоры - за питьем двух бутылок мадеры...
Вы не поняли. Мосоловъ явно врётъ въ своихъ мемуарахъ (объ этомъ кстати говоритъ и Андрей Разумовъ rasumov_ab). Можетъ онъ и имѣлъ какіе-то переговоры съ Распутинымъ, только описанія насчётъ питія и пр. выдуманы. По воспоминаніямъ близко знавшихъ Распутина людей, онъ былъ постникомъ.

И как быть с фотографиями Распутина? Ни на одной фотографии, ни на одной иконе русских святых (в том числе юродивых) я не видел ТАКИХ ГЛАЗ. Или это тоже изображения двойника?
Ну это я не знаю, мало что кому покажется въ глазахъ.

И еще, как быть с причисленной к лику святых Вел. Кн. Елизаветой Федоровной, посылавшей приветственные телеграммы убийцам Распутина (и им родственникам)?
А какъ тогда быть съ причисленными къ лику святыхъ Царственными Мучениками, считавшими Григорія святымъ мученикомъ? Какъ быть со св. Іоанномъ Кронштадскимъ, считавшимъ Распутина "истиннымъ старцемъ" и своей правой рукой?

Поверьте, я не цепляюсь, ув. Михаил. Просто истина дороже.
Понимаете, тема очень сложная, чтобы можно было привести пару строкъ какихъ-то мемуаровъ и всё было бы понятно. Есть цѣлыя изслѣдованія на эту тему, напримѣръ:
http://hronos.km.ru/libris/lib_p/rasput00.html
[User Picture]
From:enzel
Date:Ноябрь 3, 2009 02:46 pm
(Link)
Никогда прежде не слышал о мнении Св. Иоанна Кронштадтского по поводу Распутина. Что известно об их встречах и где зафиксировано мнение святого о Распутине?
[User Picture]
From:orthoved
Date:Ноябрь 3, 2009 02:55 pm
(Link)

Воспоминанія Матрёны Распутиной (дочь):
"Итак, отец появился в Санкт-Петербурге.
Город ему не понравился. Потом он говорил мне, что ему душно здесь.
Нежелание свое сразу уехать обрат­но объяснил так: "Меня держит здесь".
Поначалу отец, мало с кем знакомый тогда, не знал, что делать дальше.
Он уже давно слышал о священнике из собора в Кронштадте -- знаменитом
Иоанне Кронштадтском. Го­ворили, он обладает огромной духовной силой. И вот
в одно из воскресений отец решил поехать в Кронштадт, на проповедь.
Говорили, что собор, где служит Иоанн Кронштадт­ский, -- оазис покоя в
бурлящем море. Отцу предстояло убедиться в этом.
Сама служба проходила необычно: она включала в себя публичную исповедь.
Под конец, перед самым причасти­ем, по сигналу, поданному священником, все
присут­ствующие выкрикивали во всеуслышание свои грехи.
Отец бывал во многих церквах и монастырях, но нигде не встречал
подобного. Прихожане, не стыдясь, в пол­ный голос объявляли о своих
прегрешениях, просили у Бога прощения, а затем вкушали тело и кровь Христа.
При этом не было суеты, толкотни -- один обряд сменял другой.
Отец был ошеломлен таким проявлением искренней веры в Бога.
Считается, что Бог пребывает в церкви. И это, ко­нечно, так. Это знают
все верующие. Но не всем дано почувствовать Бога рядом с собой во время
церковной службы.
Отец простоял на коленях всю службу. Молился, вру­чая свою судьбу
Господу.
Люди, обладающие духовным зрением, узнают друг друга. Архимандрит Иоанн
вышел из алтаря, остано­вился перед отцом, взял его за руку и заставил
встать.
Сказал, что почувствовал присутствие отца в храме:
-- В тебе горит искра Божья.
Отец попросил благословения у архимандрита.
-- Господь тебя благословляет, сын мой, -- ответил тот.
В тот день отец принял причастие из рук Иоанна
Кронштадтского, что было большой честью.
После архимандрит позвал отца к себе.
Отец рассказал Иоанну о себе все. "Как на духу". Впро­чем, он и
воспринимал происходящее как продолже­ние исповеди, начатой еще в храме во
время службы.
Разумеется, рассказал и о явлении Казанской Божь­ей Матери, о смутных
догадках, наполнивших его пос­ле этого. Рассказал о том, что пришел в
Петербург как бы не по своей воле:
-- Вело меня сюда...
Архимандрит слушал отца, не перебивая. Когда отец закончил говорить,
спокойно сказал:
-- Бог привел, значит так тому и быть.
У отца вырвался вопрос:
-- Чему быть?
Архимандрит так же серьезно ответил:
-- А что Бог даст, тому и быть. Его слушай, он вразумит.
Даже Труфанов так передает слова Иоанна Кронш­тадтского:
-- Странствуй, странствуй, брат, тебе много дал Бог, помогай людям, будь моею правою рукой, делай дело, которое и я, недостойный, делаю...
Архимандрит, пересказывая другим встречу с отцом, называл его "истинным
старцем".
Вскоре он пригласил отца пожить в монастыре. Отец приглашение с
радостью принял.
Новые знакомства
Иоанн Кронштадтский, искренне расположивший­ся к отцу, познакомил его с
Гермогеном Саратовским, в то время одним из самых популярных
церковнослужи­телей в России; монахом Илиодором (в миру -- Сергей Труфанов),
известным тогда суровыми проповедями, собиравшими огромные толпы слушателей;
и архиман­дритом Феофаном, инспектором Духовной академии Санкт-Петербурга,
духовником семьи императора."
[User Picture]
From:enzel
Date:Ноябрь 3, 2009 03:22 pm
(Link)
Спасибо. А что за издание? У него была ещё дети?
[User Picture]
From:orthoved
Date:Ноябрь 3, 2009 05:57 pm
(Link)

ВОСПОМИНАНІЯ ДОЧЕРИ. МОСКВА - 2001. И.В.Захаровъ, правовладѣлецъ и издатель 2000.
Къ этой книгѣ нужно относиться осторожно, это подборка матеріала изъ разнородныхъ источниковъ, составлена Радзинскимъ (видимо съ использованіемъ фрагментовъ текста самой Матрёны) и издана подъ ея именемъ.
Цѣликомъ воспоминанія Матрёны, насколько я знаю, не были изданы, вышелъ только в 1919 году ея дневникъ.
Открывокъ, который я процитировалъ, провѣряется по другимъ источникамъ:
http://www.rv.ru/content.php3?id=6466
[User Picture]
From:orthoved
Date:Ноябрь 3, 2009 06:14 pm
(Link)

Трое: Матрена, Варвара и Димитрій

Сынъ Дмитрій (род. 1895 г., служилъ въ 1-ю Міровую войну санитаромъ въ поѣздѣ для раненныхъ, руководилъ благотворительнымъ комитетомъ имени вел. княгини Татьяны). Въ 1920 году Дмитрія съ семьей изъ 6 человѣкъ, въ томъ числѣ мать Парасковью Ѳедоровну, выселили изъ дома и уплотнили ими домъ мѣстнаго кулака. Въ тридцатыхъ годахъ Дмитрій Распутинъ съ семьей, впрочемъ какъ многіе зажиточныя семьи крестьян сибирскихъ селъ, былъ репрессированъ органами НКВД и ихъ слѣдъ затерялся въ спецпоселеніях Тюменского севера.
[User Picture]
From:enzel
Date:Ноябрь 3, 2009 07:09 pm
(Link)
Спасибо. А кто из дочерей был замужем за Соловьёвым?
[User Picture]
From:orthoved
Date:Ноябрь 3, 2009 07:12 pm
(Link)
Матрёна
[User Picture]
From:uglich_jj
Date:Ноябрь 3, 2009 04:41 pm
(Link)
Матрена, кстати, в мемуарах подтвердила, что Григорий в быту был далеко не святым. По поводу женщин она деликатно пишет, что слухи имели под собой определенную почву.
[User Picture]
From:orthoved
Date:Ноябрь 3, 2009 05:50 pm
(Link)

Воспоминанія Матрёны существуютъ въ нѣсколькихъ варіантахъ. Если Вы имѣете ввиду книгу, изданную Захаровымъ, то это подборка матеріала изъ разнородныхъ источниковъ, составлена Радзинскимъ (видимо съ использованіемъ фрагментовъ текста самой Матрёны) и издана подъ ея именемъ.
Цѣликомъ воспоминанія Матрёны, насколько я знаю, не были изданы, вышелъ только ея дневникъ.
Открывокъ, который я процитировалъ, провѣряется по другимъ источникамъ:
http://www.rv.ru/content.php3?id=6466
[User Picture]
From:uglich_jj
Date:Ноябрь 3, 2009 06:15 pm
(Link)
Я тоже читал вариант Захарова. Интересно дочь об отце пишет. Вот например, отттуда:

"В глазах всего мира отец был грешником, и, с точки зрения церковных
законов, он, несомненно, грешил..."

"Отца считали специалистом в области любви. Ходили невероятные слухи о
его способностях по части любви телесной. Конечно, отец в разговорах со мной
никогда не касался этой темы. Хотя и ханжой не был. Он иногда выговаривал
такое, о чем в так называемых приличных домах и не заикались. Например, мог
откровенно опи­сывать достоинства фигуры той или иной посетитель­ницы..."

А вот по поводу того, что в люимом кабаке Распутина кутил его "двойник":

"Отец не делал секрета из того, что любил бывать на "Вилле Родэ", в
ресторане с цыганами. Будучи человеком общительным, он вскоре завел друзей среди тамошних
завсегдатаев.

Однажды в их обществе появилась бывшая балерина по имени Лиза Танзин,
финка, ведшая класс в балет­ной школе. Ей было нетрудно приблизиться к отцу.
За­говорили о цыганских плясках, которые отец обожал. Лиза умело раззадорила
отца и повела танцевать, зная, что он это любит.
Разомлевший отец поддался на уговоры новых при­ятелей и поехал с ними
домой к Лизе. Там веселье про­должилось, принесли вина... Очевидно, туда
подмеша­ли какое-то зелье, потому что отцу стало плохо и он совсем не
понимал, что происходит".


http://ljplus.ru/counter/lj.php?uid=190279&id=10 Разработано LiveJournal.com