?

Log in

No account? Create an account
Старообрядческое двуперстіе оказывается ... вовсѣ не двуперстіе - Бѣлая Идея и Апокалипсисъ
Февраль 17, 2014
10:28 pm

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Next Entry
Старообрядческое двуперстіе оказывается ... вовсѣ не двуперстіе

Стоитъ періодически смотрѣть свежимъ взглядомъ на казалось бы замшело-привычныя вещи.
Напримѣръ - перстосложеніе для крестнаго знаменія. Извѣстно, что тотъ или иной видъ перстосложенія называется по числу активныхъ, задѣйствованныхъ и имѣющихъ богословскій смыслъ пальцевъ руки.
Напримѣръ использованіе трехъ пальцевъ (два остальныхъ неактивны и прижаты къ ладони) во имя Святой Троицы образуетъ православное триперстіе:

А вотъ напримѣръ въ католическомъ мірѣ сейчасъ наиболее принятый и распространённый варіантъ — совершеніе крестнаго знаменія пятью пальцами, открытой ладонью, слѣва направо, въ память о пяти ранахъ на тѣлѣ Христа. Т.е. использованіе пяти пальцевъ - пятиперстіе.

А теперь посмотримъ, какъ выглядитъ т.н. старообрядческое двуперстіе:
7.13 КБ
41.62 КБ
Какъ видно, задѣйствованы всѣ пять пальцевъ. Три (большой, безымянный и мизинецъ) - во имя Святой Троицы, а остальные два (указательный и средній) - во имя двухъ естествъ Іисуса Христа. Это вовсѣ не двуперстіе - это пятиперстіе.
[Зри далѣе...]

А теперь рассмотримъ еще одинъ варіантъ перстосложенія, часто использовавшійся въ католической церкви раньше. Это страница изъ глаголическаго «Римскаго Бревіарія» на церковно-славянскомъ языкѣ, отпечатаннаго въ 1493 году въ Венеціи. Одинъ изъ примѣровъ той литературы, что печаталась католиками для обращенія православныхъ въ католицизмъ.

154.08 КБ
Задѣйствованы только два пальца (указательный и средній), а остальные неактивны и прижаты къ ладони. Самое настоящее двуперстіе!

Это что же получается - старообрядческое "двуперстіе" оказывается вовсѣ не двуперстіе, а пятиперстіе. Такъ навѣрно не его отвергли въ 17 вѣкѣ, а католическое. Но его старовѣры вродѣ и не примѣняли. Мда... и кто кого хотелъ ввести въ заблужденіе?

Tags: , ,

(4 замѣтили | Замѣтить)

Comments
 
From:khramov
Date:Март 6, 2014 10:38 am
(Link)
Откройте любой старопечатный (хотя бы времен патриарха Иосифа) Псалтырь и прочтите описание того, как на Руси крестились до реформ Никона. Двуперстием такое сложение пальцев называют не потому, что задействованы только два перста (задействованы все пять, два плюс три), а по наиболее выделяющейся, заметной комбинации. А вот в случае с троеперстием как раз постановления Собора 1666-67 гг. предписывают мизинец и безымянный держать "праздными", т.е. привычная идея, что прижатые к ладони пальцы обозначают два Естества Спасителя возникла позже
[User Picture]
From:orthoved
Date:Март 6, 2014 10:48 am
(Link)

Для того, чтобы понять, что реально тогда происходило - нужно обратиться ко всемъ источникамъ (въ томъ числѣ къ такимъ), а не ссылаться только на неизвѣстно кемъ и когда переизданныя книги (исходники-то еще нужно поискать).


Edited at 2014-03-06 10:49 (UTC)
From:khramov
Date:Март 6, 2014 11:43 am
(Link)
В приведенном Вами "источнике" есть сноска №33, которая всё ставит по своим местам: саксонский путешественник всё напутал.
Да и профессора Каптерев, Голубинский, Зеньковский и др. уже не оставили в этой теме белых пятен
[User Picture]
From:orthoved
Date:Март 6, 2014 11:55 am
(Link)

саксонский путешественник всё напутал
Очень "аргументированное" возраженіе.

Сочиненія Каптерева, Голубинскаго, Зеньковскаго, къ сожаленію, не источники, а исторіографическіе труды. Нуженъ перекрестный источниковѣдческій анализъ и экспертиза на подлинность именно источниковъ.


Edited at 2014-03-06 11:57 (UTC)
http://ljplus.ru/counter/lj.php?uid=190279&id=10 Разработано LiveJournal.com